ЕСПЧ рассмотрит жалобы гражданок Казахстана и Узбекистана, попавших в рабство к московским бизнесменам
Они утверждают, что несколько лет провели в трудовом рабстве в Москве, а правоохранительные органы бездействовали.
Истории похожи. Девушкам предлагали работу в магазинах Белокаменной. Владельцы — семейная пара и их родственники. Работа, разумеется, без оформления каких-либо документов, но кандидаток это не настораживало. По приезде у них забирали документы и мобильные телефоны.
Под угрозой побоев девушкам запрещалось покидать магазины. Рабочий день — с шести утра до двух ночи. Короткий перерыв на обед, состоящий из просроченных продуктов. Любая попытка неповиновения или побега каралась побоями, говорится в материалах суда. Судя по этим же материалам, у хозяев страшного бизнеса была целая сеть точек.
«Заявительницы спали на полу в кладовках с другими рабочими, их заставляли употреблять алкоголь. Одежды и условий для личной гигиены не было. Заявительницам изредка позволяли звонить домой под строгим присмотром администрации. Во время проверок заявительницы прятались на складах. В некоторые дни заставляли всех, кто работал в магазине, избивать друг друга, а хозяева смотрели на это», — гласят материалы дела.
Рабочие мужского пола время от времени насиловали заявительниц, часто — с разрешения владельцев магазина. В результате все, за исключением одной, зачали детей, — утверждает Страсбургский суд.
Попавшие в рабство казахстанки — две сестры-сироты из Шымкента. В 2007 году Фатиме Мусабаевой было 19 лет, именно тогда она и отправилась в Москву на заработки, еще не представляя грядущего кошмара. Вслед за ней поехала и 17-летняя Алия.
В 2009-м Фатиме удалось сбежать из магазина и даже добраться до полиции. Однако стражи порядка не взяли заявление, открестившись тем, что магазин находится на территории другого отделения. Фатима вернулась назад, ее несколько раз изнасиловали. В следующем году она родила сына. Вскоре его отобрали хозяева.
В том же году Фатима вновь сбежала и уехала в Шымкент. Попытки завести уголовное дело провалились, но женщина хотя бы смогла забрать сына.
Алия была изнасилована братом хозяйки. В 2013 году вернулась в Шымкент и тоже родила сына. Она обратилась в казахстанскую полицию, но расследование быстро застопорилось с формулировкой «из-за отсутствия помощи со стороны российских властей».
Что касается гражданок Узбекистана, то они попали в рабство по той же схеме и в те же места. Разница в том, что Бакия Касымова провела в неволе 10 лет — с 2002 по 2012 год, а Гулжанар Назанова — 7 лет (2005—2012 годы).
Бакия Касимова после изнасилования родила в 2003 году дочь. Владелицу магазина в роддоме записали как мать ребенка, после чего его забрали. Уже через два дня после родов женщину заставили работать в магазине.
«Через 2 года [владелица магазина] Жансулу сказала, что девочка заболела, врачи не смогли определить диагноз, и поэтому она умерла. Потом Жансулу сказала другим, что ее забодала то ли корова, то ли бык», — сообщила пострадавшая гражданка Казахстана.
Суть иска заявительниц к России сводится к тому, что власти не защитили их от жестокого обращения и принудительного труда, а также не провели расследования.
Также женщины считают, что «подверглись дискриминации по признаку пола, этнической принадлежности и социально-экономическому положению».
«Правительству [России] предлагается проинформировать суд о текущем состоянии уголовного дела, возбужденного по жалобам заявителей, и предоставить копию всех материалов расследования», — резюмирует ЕСПЧ.
Комментариев нет:
Отправить комментарий